Целительные мантры

Мантры – это естественное средство целения, созвучное собственным вибрациям вселенной. Они могут происходить из санскрита, тибетского языка или тайного языка дакини. Изучать и использовать их может каждый человек, независимо от своей профессиональной, культурной и религиозной принадлежности.

Целительные мантры не имеют побочных эффектов, их можно безопасно применять как вспомогательное средство лечения (в том числе самолечения), а можно использовать для продвижения в личной духовной практике. Семинары по лечению мантрами, которые организует SKI, включают необходимую устную передачу мантр, объяснения по их применению и практические занятия. Обучающиеся также получают инструкции по проведению затворов.

Мантра – это древнее слово, оно происходит из санскрита и буквально может быть переведено как защита ума (ман – ум, тра – защита). По сути мантра действительно является средством защиты ума. Может возникнуть вопрос: защиты от чего? В соответствии с тантрической традицией, мы ответим: от страдания.

В более приземленном смысле речь идёт об устранении самых разнообразных мучительных факторов: от легких болей до тяжелых заболеваний, от телесных нужд до природных катаклизмов, от чувства тревоги до душевных расстройств. Дети, взрослые, старики – все без исключения могут применять целительные мантры, чтобы помогать себе, своим близким и всему окружающему миру.

Мантры в традиционной тибетской медицине

Применение мантр как лечебного метода берет свое начало в традиции Сова Ригпа, разделяя ее методологические и философские основы. В согласии с принципами традиционной тибетской медицины, мантры применяют для профилактики, облегчения и лечения расстройств тела, речи и ума. Этот метод называется мантровым целительством. Мантры включаются во все основные методы лечения: их используют вместе с диетой, лекарствами и процедурами, а также в повседневной жизни. В силу своей духовной природы мантры в большей степени относятся именно к образу жизни. Применительно к питанию они могут использоваться для очищения пищи; и есть даже особая категория съедобных мантр. В фармакопее они используются для благословения готовых препаратов, а также могут играть важную роль на тех или иных этапах изготовления лекарства. Специалист, выполняющий процедуры, также может увеличить их эффективность посредством мантр.

Поскольку мантры могут использоваться и как самостоятельный метод лечения, в некоторых школах они рассматриваются как дополнительный пятый ствол корня терапии.

Происхождение

Хотя вообще мантры происходят из индуизма, традиция исцеления мантрами, вероятно, имеет иной источник. Как бы то ни было, индуистское представление о том, что всякий феномен в этой реальности имеет подлинное название, применимо и к целительным мантрам. Согласно учению Вед, самое первое название – это Ом; изначальная вибрация этого звука обозначает бога-творца Брахму. Этот же самый слог, представляющий изначальный звук бытия, мы можем найти во множестве мантр – как целительных, так и духовных, – принадлежащих к другим традициям, включая буддийскую.

Практика исцеления мантрами распространена в Тибете, Индии, Китае и множестве других стран, но считается, что источником этого метода является Гималайский регион. Говорится, что мантровое целительство зародилось на горе Кайлаш. Легенда гласит, что в древние времена, много тысяч лет назад, люди, обладающие особыми дарованиями, искали уединения в отдаленных областях Гималаев, чтобы развить потенциал своего ума и обрести всеведение. В Тибете этих людей называли дрансонами, в Индии их называли риши. Это были мудрецы, отвергнувшие цивилизацию и посвятившие свою жизнь медитации и практике йоги. Подобно тому, как сегодня, благодаря стараниям ученых в исследовании материального, измеримого аспекта реальности, мы можем видеть великие достижения научно-технического прогресса, в древние времена люди обретали беспредельную мудрость и чудесные возможности, сосредотачивая свои усилия во внутреннем пространстве своего ума. Одним из их достижений было мантровое целительство. Знания о лечении мантрами могли быть обретены только в сверхчувственном восприятии искусного и развитого ума, пребывающего в состоянии полного внутреннего покоя и расслабления. Наряду с прочими достижениями духовной практики, целительные мантры передавались из поколения в поколение; таким образом это учение сохранялось в традиции Бон и дошло до наших дней.

Другая линия передачи целительных мантр восходит к восьмому веку, когда Гуру Ринпоче, прославленный духовный учитель, обратил Тибет в буддизм Ваджраяны и положил начало тибетской традиции тайной мантры (как иногда называют тантрический буддизм).

Систематика

Поскольку мантры можно рассматривать с разных аспектов, существует множество разнообразных классификаций мантр. В их обилии легко запутаться, если не иметь общего представления о мантрах. Самыми основными характеристиками мантр являются следующие:

  1. уровень действия: внешний, внутренний или тайный;

  2. функция: лечение или духовное развитие;

  3. способ восприятия: посредством зрения, слуха, обоняния, вкуса или осязания;

  4. способ применения: непосредственно путем произнесения, опосредованно через субстанцию (воду, соль и т.д.) или опосредованно через изображение.

Тонкие элементы

Мантры оказывают свое действие посредством вибрации. Природу этого воздействия физик мог бы описать как излучение или волновой процесс. Вибрация может иметь разные проявления. Это сродни тому, как движение естественным образом присутствует повсюду во вселенной, начиная от колебания элементарных частиц, заканчивая ходом планет и распространением света. Ученый также мог бы назвать это энергией; только малая доля ее проявлений обнаружена, описана и исследована людьми.

В древних учениях Запада и Востока эту природную энергию часто описывали посредством системы элементов – например, четырех или пяти. С точки зрения этих учений, весь мир состоит из элементов, обладающих различными качествами и свойствами, и его облик сформирован их многообразными сочетаниями.

Согласно объяснениям, которые можно найти в буддийских текстах, элементы проявляются в двух аспектах: грубом и тонком.

В традиционной тибетской медицине считается, что вселенная состоит из элементов, при этом материальные элементы происходят от элементов тонкого измерения, которые невозможно описать в терминах физической реальности. Это измерение света, где элементы находятся в своем изначально чистом состоянии, называется дангма (тиб. dwangs ma). Тонкие элементы лежат, например, в основе эмоций. Далее свет излучается и переходит в состояние оформленного и материального. Измерение, в котором элементы проявлены физически и нечисты, называется ньигма (тиб. snyigs ma).

Основой благотворного воздействия, которое мантры оказывают на физически проявленные элементы, является естественно присущая элементам способность к трансформации, возвращению в чистое состояние.

Исцеление мантрами

Эффективность лечебных мантр зависит от целого ряда факторов, таких как состояние ума специалиста и его сила как целителя, правильность выполнения метода и кармические обстоятельства пациента. Поэтому практикующему, получившему необходимые передачи, нужно заботиться о собственном духовном развитии, соблюдать процедуру подготовки тела и ума к работе с пациентами, и внимательно относиться к используемым субстанциям.

Затворы

Затворы помогают практикующему пробудить силу мантры и раскрыть целительские способности. Ежедневная практика способствует их развитию. Опорой служит посвящение, полученное от квалифицированного учителя. Наставления и личный практический опыт рассеивают сомнения и помогают не сбиться пути.

Практика мантры

Существуют в буквальном смысле сотни различных лечебных мантр. Некоторые из них предназначены для конкретных случаев: например, для лечения диареи, простуды, акне или переломов. Другие охватывают определенный спектр проблем со здоровьем: например, любые расстройства горячей природы, или заболевания органов чувств, или боли, независимо от их происхождения.

С помощью мантр можно лечить и себя, и других. Их можно применять во время личного приема и на расстоянии. Можно также использовать различные субстанции в качестве проводников действия мантры. Традиционно применяются следующие варианты:

  1. Мантровая вода. Начитав мантру такое число раз, которое необходимо для проявления ее силы, затем дуют на питьевую воду, и с дыханием туда переходит тонкая энергия звука.

  2. Мантровое масло. Таким же образом дуют на масло, которое затем дают внутрь или втирают в пораженную область.

  3. Мантровая соль. Дуют на соль и затем прикладывают ее к пораженной области, предварительно нагрев.

  4. Наложение рук. Потерев ладони, дуют на них и затем прикладывают к пораженной области.

  5. Мантровый металл. Нагретый металл также может использоваться как источник целительной энергии.

  6. Мантровый камень. Камень, получивший энергию мантры, прикладывают к телу, предварительно нагрев. Мантровые камни могут быть использованы повторно.

Мантровое целительство – очень гибкий метод, и, помимо описанных, его можно применять еще множеством других способов. Иногда практикующему достаточно самому начитать мантру; в некоторых случаях нужно, чтобы пациент слышал, как ее читают. Можно направлять целительную энергию в те или иные части тела, рисуя на них мантры определенными цветами. Можно изготовлять мантровые амулеты, предохраняющие от болезней того, кто их носит. Есть лечебные мантры, которые пишутся на рисовой бумаге и затем принимаются внутрь. Можно также поджигать благовония, получившие энергию мантры; они будут оказывать как лечебное, так и очищающее действие. Те или иные мантры начитываются во время изготовления на большинство оригинальных тибетских препаратов и благовоний.