Юток Нинтик

Юток Нинтик – это сущностное учение Ютока Йонтена Гонпо, основателя тибетской медицинской традиции и просветленного учителя. Тогда, в двенадцатом веке, он предвидел стремительный темп жизни будущих поколений, и его учение предназначено именно для таких условий. Оно несет благословения, приводящие к быстрой духовной релизации.

Юток Нинтик – несектарный цикл учений, принадлежащий к традиции Ваджраяны. Он содержит полное буддийское учение согласно школам старых и новых переводов (Ньингма и Сарма) и включает в себя практики, развивающие целительские способности, четыре разновидности гуру-йоги, шесть йог стадии завершения, кармамудру, махамудру и дзогчен.

С духовной и целительской практикой Юток Нинтик традиционно тесно связаны целительские практики Будды Медицины, лечебная йога Неджанг и мантровое целительство. В SKI проходят занятия по этим методам и практикам.

Нендро Юток Нинтик

Слово нендро (тиб. sngon 'gro) означает предварительные, или подготовительные практики. Когда мы говорим о предварительных практиках, то подразумеваются очень простые, но глубокие и важные методы. Можно сравнить их с корнями дерева. В традиции тибетского буддизма выполнение предварительных практик часто сопряжено с затратой большого количества времени и сил. Нужно иметь сильную решимость, чтобы завершить стотысячные практики простираний, принятия прибежища, порождения бодхичитты, подношения мандалы и так далее. Однако нендро Юток Нинтик (в разделе необычных предварительных практик) благодаря особым благословениям Ютока, приносящим быструю реализацию, занимает всего лишь неделю.

В общем случае практики нендро содержат два раздела: обычное нендро и необычное нендро; но в традиции Юток Нинтик к ним добавляется третий – предварительные практики в повседневной жизни, или повседневное нендро.

Стадия зарождения Юток Нинтик

В традиции буддизма Ваджраяны прибежище принимается в трех корнях: гуру, божестве и дакини. Эти три корня мы находим и в учении Юток Нинтик, а именно в практике стадии зарождения (тиб. skyed rim), также называемой йогой божества. В этой практике мы трансформируем свое обыденное восприятие, порождая себя как божество. В ходе этой практики ум обретает ясность. Можно сказать, что стадия зарождения в Ваджраяне – это аналог шаматхи в сутрической практике.

Стадия зарождения Юток Нинтик включает в себя четыре вида гуру-йоги, где Юток является гуру, медитации порождения различных Будд и божеств, а также две практики дакини.

Внешняя гуру-йога

Внешняя гуру-йога включает в себя медитацию на четырех посвящениях. Коротко можно сказать, что это практика созерцания гуру как поля прибежища. Для завершения этой практики необходимо выполнить семидневный ретрит. После этого можно практиковать четыре вида деяний: в частности, метод исцеления с помощью визуализаций, который можно найти только в традиции Юток Нинтик.

Внутренняя гуру-йога

Внутренняя гуру-йога включает в себя практики стадии зарождения (тиб. skyed rim) и стадии завершения (тиб. rdzogs rim). Она направлена на раскрытие пяти чакр и развитие опыта ясного света (тиб. 'od gsal), а также медитативное постижение «Четырех тантр».

Тайная гуру-йога

В этой практике, объединяющей стадию зарождения и стадию завершения, мы также оперируем каналами и чакрами. Практика тайной гуру-йоги выполняется по меньшей мере в течение семи дней.

Краткая гуру-йога

Краткая гуру-йога предназначена для ежедневного выполнения. Она включает в себя практику долгой жизни.

Практики дакини

Для того, чтобы практика трех корней была полной, в Юток Нинтик содержатся особые практики дакини, которые выполняются после гуру-йог.

Стадия завершения Юток Нинтик

Следующий этап практики – это стадия завершения (тиб. rdzogs rim). К ней относятся шесть методов, которые в Тибете широко известны как шесть йог Наропы. Это последовательность практик уровня ануттарайога-тантры, которая предназначена для опытных практикующих и предполагает глубокое знание тонкой анатомии. Целью шести йог является обретения состояния Будды, обладающего природой блаженства, нераздельного с ясным светом. Это достигается через раскрытие собственного безграничного потенциала и постижение подлинной природы трех ваджр – ваджрного тела, ваджрной речи и ваджрного ума.

Йога внутреннего жара

Йога внутреннего жара, или туммо (тиб. gtum mo) – это одна из практик буддизма Ваджраяны, входящая в число шести йог. Она направлена на обретение полного контроля над телесными функциями, результатом чего является совершенное здоровье и непрестанное переживание блаженства.

Туммо – это основополагающая практика стадии завершения. Жар внутреннего пламени очищает каналы и энергии нашего обыденного тела, благодаря чему оно преображается в тело божества. На занятиях по этой йоге, которые организует SKI, обучающиеся получают передачу и объяснения по практике, в том числе по выполнению темного ретрита.

Йога сновидений

Ночная практика йоги – это увлекательное путешествие в глубины своего «я». Эту йогу дополняют наставления по медицинскому использованию сновидений и шаманистские практики прорицания, происходящие из традиции Бон.

На семинарах по йоге сновидений, которые проходят в SKI, обучающиеся получают передачу практики и ее объяснение согласно тибетской традиции. Также проходят практические занятия по анализу сновидений, исцелению через сновидения и методам обнаружения своего скрытого потенциала.

Йога ясного света

Йога ясного света является сущностной в ряду шести йог. В процессе умирания мы получаем опыт материнского, изначального ясного света. Если мы распознаем его и объединяем с опытом сыновнего ясного света, который получаем в течение жизни в процессе медитативной практики, то можем достичь духовной реализации, растворившись в свете.

Йога иллюзорного тела

Йога иллюзорного тела является необходимым вспомогательным методом для йоги внутреннего жара. Посредством этой йоги мы освобождаемся от привязанности и отвержения, а также получаем опыт переживания подлинной природы тела и бытия.

Йога бардо

В учении о бардо (тиб. bar do) рассматриваются переживания, которые мы испытываем при жизни, во время умирания и после смерти. Семинары по йоге бардо, которые проходят в SKI, включают передачу практики, объяснения и практические упражнения. Посредством этой йоги мы обретаем внутреннее спокойствие и избавляемся от страха перед жизнью и смертью, поскольку осознаем, какие великие возможности таятся в бардо посмертного существования. Овладев этим методом, мы можем обрести просветление в бардо или сознательно выбрать место следующего рождения.

Йога переноса сознания

Йога переноса сознания, или пхова (тиб. 'pho ba) иначе еще называется освобождением без медитации. Она предназначена для того, чтобы обеспечить перенос сознания практикующего буддиста после его смерти на безопасный план бытия – в чистую землю какого-либо из Будд. Хотя свое поразительное действие эта практика оказывает только в момент смерти, однако само знание о том, какие действия нужно будет предпринять в процессе умирания, глубоко меняет жизнь практикующего. Семинары по йоге переноса сознания, которые проходят в SKI, включают передачу практики, объяснения, практические занятия и интерпретацию знаков, полученных в процессе упражнений. Считается, что групповая практика делает успех в применении этого метода более вероятным.

Кармамудра Юток Нинтик

Юток Нинтик содержит весьма обширные объяснения по практике кармамудры. В этом цикле она рассматривается как ключевой метод для обретения опыта изначального ясного света. Эта йога связана с переживанием оргазма; иначе она называется путем блаженства, или практикой в союзе. Она может выполняться как с партнером, так и в одиночку, как мужчинами, так и женщинами. Благодаря физическим упражнениям и манипуляциям с энергиями и каналами, практикующий достигает все более глубоких переживаний блаженства и интегрирует их в медитацию.

В соответствии с учением Юток Нинтик, посредством практики кармамудры возможно достичь реализации радужного тела.


Махамудра Юток Нинтик

Санскритское слово махамудра буквально можно перевести как «великий жест» или «великая печать». Это один из самых высоких методов медитации в практике тибетской Ваджраяны, его практикуют в большинстве тантрических школ Тибета. Махамудра – это прямое введение в подлинную природу ума. Учения о природе ума имеются также и в сутрической традиции – в частности, например, в сутрах Праджняпарамиты; там природа ума постигается с помощью медитаций шаматхи и випашьяны.

В Юток Нинтик, как и в большинстве других традиций, махамудра включает в себя четыре йоги. Специфической задачей махамудры в Юток Нинтик является преображение сущностной капли (тиб thig le), а опорой для этой практики служит стадия завершения, в ходе которой происходит преображение каналов и энергий.

Дзогчен Юток Нинтик

Практика дзогчен (тиб. rdzogs chen), иначе называемая ати-йогой, представляет собой медитативный метод непосредственного постижения абсолютной природы ума. Обыкновенно этот термин переводится как «великое совершенство», но «великое завершение» будет более точным, поскольку это практика, которая приводит сансару к полному и окончательному завершению.

В коренном тексте Юток Нинтик глава, посвященная дзогчен, носит название «Самоосвобождение сансары и нирваны». В ней описан тайный путь трекчо (тиб. khregs chod) и тогал (тиб. thod rgal), посредством которого обретается радужное тело – высочайший плод полной трансформации элементов тела практикующего. На этом уровне достигается безграничная власть над материальными элементами, энергиями и умом.

Вспомогательные практики Юток Нинтик

Помимо основных методов, предназначенных для обретения духовной реализации, в цикле Юток Нинтик содержится ряд дополнительных практик и объяснений, а именно:

  1. методы устранения препятствий;

  2. объяснение знаков успеха;

  3. практика действия

  4. практика долгой жизни;

  5. огненная пуджа;

  6. амулеты;

  7. практика чтения пульса;

  8. практика защитника.

Практика действия – это целительский метод для практикующих, не являющихся врачами. Что касается практики чтения пульса, то она специфична для цикла Юток Нинтик и ни в одном другом учении не встречается.

Ваджрная анатомия

В основе любой тантрической традиции в буддизме лежит знание тонкой анатомии. В особенности это относится к практикам стадии завершения и последующим, более высоким практикам, где продвижение существенно зависит от того, насколько глубоко практикующий изучил каналы (тиб. rtsa), чакры (тиб. khor lo), энергии (тиб. rlung) и сущностные капли (тиб. thig le), и насколько умело он ими оперирует.

Объяснения, касающиеся ваджрной анатомии, традиционно считаются тайными. Их передают только преданным практикующим, которые следуют тантрическому учению, получив передачу в живой традиции, и успешно продвигаются по духовному пути.

Практика Будды Медицины

С традиционной тибетской медициной и мантровым целительством связана особая практика Будды Медицины в окружении четырех дакинь. Это довольно редкая практика; наставления по этой медитации были сокрыты Гуру Падмасамбхавой в форме терма, впоследствии их обнаружил Джу Мипхам Ринпоче (1846–1912), который и изложил их в своем трактате о лечении мантрами.

Эта практика включает в себя визуализацию и чтение мантры. Ее необходимо выполнять с верой и желанием принести благо всем чувствующим существам. Такая практика непосредственно устраняет коренную причину болезней и расстройств тела, речи и ума, предотвращая их возникновение когда-либо в будущем. С помощью этой практики можно лечить как себя, так и других. Она предназначена не только для врачей – ее может использовать любой человек.

Ретриты по лечебным мантрам

Для развития способностей к мантровому целительству существует практика выполнения ретритов. Находясь в затворе, практикующий на некоторое время может полностью сосредоточиться на избранном духовном объекте. Такой метод используется практически во всех религиях. Когда мы выполняем ретрит по начитыванию мантры, то это не только помогает нам достичь более высокого уровня концентрации, но и открывает доступ к целительной силе, связанной с лечебными мантрами. Некоторые из целительных мантр становятся действенными только после выполнения соответствующего ретрита.