Дхарма – абсолютная истина.
Земля – относительная истина.
– «Игра с песком», I в.
Саче – это тибетская геомантическая традиция, аналог китайского феншуй. В основе традиции Саче лежат знания о свойствах земли, насчитывающие несколько тысячелетий. Неразрывно связанное с астрологией, тибетской медициной и тантрическим буддизмом, это искусство передавалось по линии квалифицированных мастеров – сакенов – и сохранилось до нашего времени в подлинном и чистом виде.
Задачей Саче является восстановление равновесия природных элементов и энергий с целью гармонизации жизни и улучшения здоровья. Искусно выполненное Саче способствует житейскому счастью, богатству, успеху в работе и достижению поставленных целей.
Легенда
Самая древняя, по-видимому, история о тибетской геомантии изложена в тексте «Игра с песком» (тиб. sa dpyad bye ma brdal spung), который датируется предположительно первым веком нашей эры.
Четверо тибетцев, странствуя в поисках знаний о геомантии, достигли озера Манасаровар (тиб. ma pham gyu mtsho) у горы Кайлаш. Внезапно из вод озера вышел бык, который набросился на их яка. Один из тибетцев ударил его и стал преследовать, когда бык помчался прочь. Навстречу им на берег вышла нагини Дордже Лумо (тиб. rdo rje klu mo). Тибетцы принесли ей извинения и поднесли золото, яка и лошадь. Когда она приняла их дары, они попросили ее, чтобы она дала им учение о земле и природе. Играя с песком, нагини передала им знания Саче. Она лепила из песка холмы и горы, раскладывала камни, выкапывала озера и реки. Таким образом она объяснила им триста шестьдесят моментов.
Тантра, астрология и тибетская традиционная медицина
Человек нераздельно связан с миром и служит необходимым украшением этой сложной структуры, полной взаимосвязей. Микрокосм нашей частной жизни – часть макрокосма окружающей нас действительности. Переживание здоровья и счастья зависит от нашего окружения, от обстоятельств, в которых мы находимся. Таково воззрение Саче – традиционной тибетской геомантии, которая играет важную роль в жизни обитателей Гималайского региона.
Вливаясь в различные школы и традиции, Саче претерпело ряд изменений. Самое первое Саче являлось частью шаманистской традиции Бон, которая впоследствии объединилась с буддийским учением, восприняв философию взаимозависимости. Поэтому большинство тибетских монастырей выстроено согласно Саче. При этом главной задачей была защита строений от холода и ветра, поскольку в Тибете суровый климат, и холода держатся в течение большей части года. Поскольку главными держателями традиции Саче были буддийские монахи, в основном оно развивалось как часть тантрического учения, связанная с достижением гармонии и здоровья. Будучи составляющей духовного пути, тантрическое Саче опиралось на буддийскую философию и ее концепцию взаимозависимости. В то же самое время в тибетскую астрологию проникали бонские представления об элементах, времени и бытии, результатом чего стало возникновение астрологического Саче.
Благодаря тесным связям между Сова Ригпа (тибетской медициной), астрологией и духовной традицией, Саче проникло в тибетскую медицину в качестве одного из средств диагностики и лечения, в первую очередь – как метод улучшения образа жизни. Насколько можно судить, медицинское Саче возникло в результате слияния тантрического и астрологического.
На сегодняшний день в тибетской геомантии Саче можно выделить три основных направления: тантрическое, астрологическое и медицинское.
Геомантия
Саче (тиб. sa dpyad, букв. «анализ земли») – это сокращение от sa chu me rlung shing gi dpyad pa, что значит «анализ земли, воды, огня, ветра и дерева».
Элементы
Все возникает из пяти элементов, все состоит из пяти элементов, все опирается на пять элементов. В них заключена основа возникновения, пребывания и разрушения.
Итак, наше бытие обусловлено элементами. Поскольку они присутствуют во всем, то все существует во взаимосвязи и взаимозависимости. Из одних и тех же элементов состоит наше тело, окружающая нас среда, планета и вся вселенная. Оперируя энергиями и элементами, присутствующими в природе и в жилом пространстве человека, тибетцы с помощью древнего искусства геомантии стремились постичь эти силы и мягко управлять ими ради достижения гармонии в своей жизни и в мире в целом.
В давние времена в пространстве парила гигантская черепаха и распевала песню. Манджушри, будда мудрости, пребывал в медитации. Своим пением черепаха мешала ему медитировать, и он подумал: «Был бы у меня при себе меч, я бы разрубил эту черепаху!» Однако ему лень было идти за мечом, так что он одолжил стрелу у Рахулы. Поскольку черепаха не умолкала, он выпустил в нее эту стрелу. Стрела вошла в правый бок черепахи и застряла в ее теле. В гневе и ярости черепаха изрыгнула огонь; от боли она исторгла жидкость. В течение долгого времени она крутилась в пространстве, пока наконец не стала нашей планетой.
Так гласит легенда. В этой истории содержатся древние астрологические знания; она рассказывает о внешних элементах и о том, как они представлены на нашей планете. Манджушри стрелял с востока, его стрела пронзила черепаху насквозь и застряла в ее теле. Металлический наконечник стрелы, который вышел из левого бока черепахи, представляет элемент металла, связанный с западом. Хвостовая часть стрелы, оставшаяся торчать в правом боку, представляет энергию дерева, связанную с востоком. Пламя, которое изрыгнула черепаха, представляет элемент огня, связанный с югом. Исторгнутая ей моча представляет элемент воды, связанный с севером. А тело черепахи – элемент земли – это наша планета.
Мой дом, мое тело
В Саче мы обнаруживаем метафорическое описание тела, подобное тому, которое содержится в «Четырех медицинских тантрах». Каркас тела – мышцы и кости – описывается как дворец, а внутренние органы – как царь, его семья, придворные и слуги. Такое образное объяснение позволяло мирянам легко понять устройство тела и жилища.
Подобно тому, как члены одной семьи, живущие вместе, опираются друг на друга и заботятся друг о друге, человек так же связан и с собственным жилым пространством. Тибетская философия следует принципу, что снаружи находится то же, что и внутри, а внутри – то же, что и снаружи. Именно так объясняется связь, которая существует между нами и нашим жилищем.
Саче использует анатомические метафоры и для элементов ландшафта. Камни и минералы сравниваются с костями, почва – с кожей; дороги уподобляются сухожилиям, вода – крови, а деревья и другие растения – волосам.
Анализ
Негативные энергии могут исходить от земли (в силу ее геомантических особенностей), они могут быть связаны с расположением самого жилища, а также окружающих его зданий, дорог и других крупных объектов. Также негативную энергию могут нести особенности архитектуры, дизайна и планировки. Основная часть работы сакена, «мастера земли», заключается в том, чтобы выявить эти негативные влияния и применить подходящие средства коррекции.
Дизайн и ритуалы
В архитектуре, следующей принципам Саче, должен соблюдаться баланс света и тени, она должна учитывать энергетическое воздействие различных форм и взаимного расположения элементов обстановки. Во внимание принимается расположение дверей и окон, стен и колонн, предметов мебели и декора, домашних растений – как по отношению друг к другу, так и в зависимости от сторон света. Различные ритуалы могут использоваться для обнаружения благоприятных мест в помещении или для гармонизации расстроенных энергий. Средства коррекции варьируются от простых, таких как размещение зеркала в определенном месте, до сложных, требующих гадательного ритуала.
Средства защиты и амулеты
В восточных культурах распространено верование, что определенные символы или изображения могут оказывать благотворное воздействие. Такого рода интерьерные украшения часто можно видеть в азиатских домах, как традиционных, так и современных. Согласно Саче, их можно использовать в любом месте, и они везде будут оказывать общее благотворное воздействие. К числу наиболее популярных изображений относятся:
-
монограмма Калачакры;
-
восемь парка;
-
астрологическая черепаха;
-
символы элементов;
-
пять животных, приносящих удачу;
-
восемь благоприятных символов;
-
защитник Гесар.
Амулеты, с другой стороны, оказывают более направленное действие. По-тибетски амулеты называются кхорло, что буквально означает «круги». Такие изображения действуют подобно мантре; создавая определенные вибрации, они восстанавливают равновесие в энергетических структурах. Источником энергии амулета служит форма его рисунка, а основным проводником воздействия – зрительное восприятие амулета. Центральную часть изображения составляют дикие слоги дакини. Их нет нужды произносить вслух, поскольку это знаки языка духов.
Изготавливать такие амулеты могут только те, кто получил соответствующую передачу от квалифицированного мастера. Поэтому даже сами формы слогов являются секретными и не должны выставляться на всеобщее обозрение. Большинство амулетов происходит из традиции терма. Тертоны обнаруживали их в снах и видениях – как сокровища ума, которые долгие годы и столетия дожидались подходящего момента, чтобы быть раскрытыми.